ВЕРУЮ В ГОСПОДА ИИСУСА ХРИСТА

Катехизическая беседа на 2-й член Символа Веры.

«Ве́рую во еди́наго Го́спода Иису́са Христа́, Сы́на Бо́жия, Единоро́днаго, И́же от Отца́ рожде́ннаго пре́жде всех век; Све́та от Све́та, Бо́га и́стинна от Бо́га и́стинна, рожде́нна, несотворе́нна, единосу́щна Отцу́, И́мже вся бы́ша».

Каждый раз, приходя на Литургию, мы, перед началом Евхаристического канона, неизменно все вместе поем Символ Веры. Его текст, хорошо известен каждому постоянному прихожанину православного храма, есть не что иное, как краткое исповедание основных догматических истин Православия, таких истин, без веры в которые человек не может принадлежать к Православной Церкви, без веры в которые человек не может спастись.

Но к сожалению, не все христиане (даже те кто знает Символ Веры наизусть) правильно понимают то, что в нем изложено. Поэтому сегодня мы с вами постараемся выяснить, о чем повествует нам этот святоотеческий текст и как необходимо его понимать. В частности, мы рассмотрим 2-й член Символа Веры, в котором речь идет о Господе нашем Иисусе Христе. Остановимся на этом подробнее.

Господь. Господь – это одно из имен Божиих. Называя Иисуса Христа Господом, мы исповедуем Его божественное достоинство. Такое наименование Христа в Священном Писании встречается очень много раз: Господом Его называли ученики, и исцеленные Им больные, и обращенные Им грешники.

Иисус – это краткая форма еврейского имени (יהושע) Иегошуа (Йехошу́а), что в буквальном переводе значит Господь Спаситель или просто Спаситель и указывает на ту великую миссию избавления человеческого рода от греха, проклятия и смерти, ради которых и пришел на землю Господь.

Христос – это греческое слово (Χριστός), соответствующее еврейскому слову (‏מָשִׁיחַ‏‎‎‎) Мессия или, что более правильно, Маши́ах. Оба они переводятся как Пома́занник. Что это значит? В Ветхом Завете на служение помазывали царей, пророков и первосвященников, а Господь Иисус Христос был одновременно и царем, и пророком, и первосвященником. Он в высшей степени обладал могуществом царя, ведением пророка и святостью первосвященника.

Далее в Символе Веры Спаситель назван Сыном Божиим, Единородным. Как это понять? Единородный значит единственный в своем роде, не такой как все прочие. Возникает вопрос: неужели у Бога есть другие сыны? Есть. В Священном Писании сынами Божиими называются люди и ангелы, но сынами с маленькой буквы, ибо они – сыны Божии по благодати. Господь же Иисус Христос Сын Божий по естеству, Божественному естеству, – во всем равный Отцу. Подтверждение этому мы находим в Священном Писании.

«И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца» (Иоан.1:14).

«Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил» (Иоан.1:18).

«Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Иоан.3:16).

Апостол Павел в послании к Колоссянам говорит, что Сын Божий был «рожденный прежде всякой твари». (Кол.1:15) Рожден, а не сотворен. Это свидетельство очень важно для нас, так как исключает всякие возможные утверждения, что Сын – это творение Отца, как говорили древние еретики – ариане и сейчас говорят многие сектанты. Нет, Сын рождается от Отца, а не творится Им. И, будучи рожденным, имеет одинаковую с Отцом честь, славу и божественное достоинство. Иисус Христос – истинный Бог. Чтобы удостоверится в этом, обратимся к Священному Писанию, которое с неопровержимой убедительностью называет Христа Богом:

Апостол Фома, обращаясь к Спасителю, говорит: «Господь мой и Бог мой!» (Иоан.20:28).

Апостол Павел в послании к Евреям приводит Ветхозаветный текст, в котором о Сыне Божием сказано: «Престол Твой, Боже, в век века; жезл царствия Твоего – жезл правоты». (Евр.1:8) В послании к Римлянам он восклицает: «их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки, аминь» (Рим.9:5). В послании к Тимофею, пишет: «великая благочестия тайна: Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя Ангелам, проповедан в народах, принят верою в мире, вознесся во славе» (1Тим.3:16). В послании к Коринфянам, обличает иудеев в том, что они «распяли бы Господа славы» (1Кор.2:8). Можно привести еще множество подобных высказываний, где прямо, без иносказания Спаситель мира Господь наш Иисус Христос называется Богом. И как Бог, Он единосущен Отцу: «Я и Отец – одно» (Иоан.10:30), – говорит Господь своим ученикам. Как Бог, Он является творцом мира и его промыслителем: «Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть» (Иоан.1:3), – пишет апостол Иоанн Богослов в воем Евангелии. И эта истина имеет для нас величайшее значение. Мы верим в Бога – Единого, Всемогущего, Всеблагого Творца и Промыслителя всяческих, пришедшего в мир ради нашего спасения и уврачевания. Мы верим в Того, Кто открыл нам врата рая и даровал нам возможность теснейшего богообщения и глубочайшего богопознания. Мы верим в Того, кто является нашим истинным Спасителем. На вере в Христа как Бога зиждется смысл христианской жизни, ибо если Христос не Бог, то спасение для нас невозможно, а значит и жизнь не имеет смысла. И наша с вами задача, как верных чад Святой Православной Церкви, твердо держатся этого исповедания, без которого невозможна ни православная духовная жизнь, ни спасение души. Правая вера – основа правой жизни. Нужно всегда помнить это и никогда не уклонятся на кривые стези, не увлекаться красноречивыми баснями еретиков и инакомыслящих. И Господь, видя нашу правую веру никогда не оставит нас, пошлет помощь свою вскоре и избавит нас от всякого врага и супостата.

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *