ПОВЕСТВОВАНИЕ В СТИХАХ О ЖИЗНИ ПЕТРА ИВАНОВИЧА КАЛНЫШЕВСКОГО

Повествование о жизни
последнего кошевого атамана
Запорожской Сечи
Петра Калнышевского

I

Как прежде, в давние века,
Течет могучая река.
Земля, одетая в гранит,
На берегах крутых лежит.

Все о былом здесь говорит:
О ратном подвиге, о славе,
О вольной Сечевой Державе.

Лишь старый Днепр один молчит –
Он тайну в глубине хранит …
Полита кровию она,
Козацкой вольницы земля.

Здесь слышен быстрый стук копыт
И острых сабель звон,
Здесь песнь казацкая звучит,
Земли здесь слышен стон.

И спят, омытые волной,
Днепровские пороги
Вся Запорожская земля
Благословенна в Боге.

 

II

«Этот путь освящен Тем,
Кто уже прошел по нему
Неся Свой Крест»[1]

Седой истории страницы открывая,
О славном атамане пойдёт повествованье.

Вся жизнь его была примером
Козацкой доблести и веры.
Не легкий крест пришлось нести
На долгом жизненном пути.

Как повествуют старожилы
Рождён он был на Украи́не
И по крещении святом
Младенца нарекли Петром.

Род Калныше́й известен тем и был,
Что Богу и Отечеству служил.
И славу рода, дабы не пресечь,
Петр казаком отправился на Сечь.

Своим служением по-праву
Снискал почёт себе и славу.
Став атаманом кошевым
Он мудрым, деятельным был.

Соборы, церкви возводил
Их щедро в дар преподносил.
И что бы он не совершал,
Делами Богу угождал.

Но, как в молитве говорится,
Пусть вера вместо дел вменится.
И до последних своих сил
Он веру православную хранил.

 

III

«Найти себя и
сорастворится в Боге»[2]

Стоит Афон – гора святая
Твердыня веры и любви
Ее в удел Себе избрала
Царица Неба и земли.

Здесь тихо иноки живут,
Иной они избрали путь,
Призрев всю суету мирскую
Познали жизнь совсем иную.

Все так идёт своей чредой
На протяжении веков,
Здесь обрели себе покров
Так много славных казаков.

Оставив воинские званья,
Идя опять стёзею новой,
Они нашли свое призванье
Став добрым воинством Христовым.

Тут скит казацкий даже был
Имел названье «Черный Выр»,
Где подвиги духовные свершали
И Богу жизнь свою вверяли.

С Афоном связь не порывал
И кошевой их атаман
Он с дивным старцем[3] дружен был,
Обильно всем благотворил.

Так Бог Свой Промысел явил
В Высоком Духе сих мужей объединил.
События тех лет нельзя нам оживить,
Но в памяти людской дела их будут жить.

 

IV

«На древе Запорожского «козацтва»
взращен был плод – свободы,
равенства и братства»[4]

Если мысленно взор
Обратим на столетья назад
Нам предстанет герой –
Удалой Запорожский казак.

Он ковался в жестоком бою,
Жизнь слагал за Отчизну свою
Был он честен, разумен и смел
За победу стоять он умел.

На отдыхе, в походе иль в бою,
Не расставаясь с образком[5] любимым,
И Богородица являла помощь им Свою
Всегда была Покровом и Щитом необоримым.

И старый атаман, уставший от войны,
Пред образом святым, склонив главу седую,
Молил Пречистую: «Спаси и Сохрани,
Избавь от зла в годину нас лихую».

 

V

«Не бойся ничего, что тебе надобно
будет претерпеть». (Откр.2:10)

А жизнь текла, как быстрая река,
Одолевая взлеты и паденья
И надо было все испить до дна,
Исполнив на земле Всевышнего веленья.

Последняя война, последняя победа,
Последняя награда сияла на груди,
Последний атаман тогда еще не ведал,
Что ждёт его и войско впереди.

И был указ от царского двора:
«Все войско низложить
И в узы взять Петра».

Мы неспроста несем свой крест
На это воля Божья есть.
И вскоре узник сослан был
На дальний остров в монастырь.

В терпеньи, истинном смиреньи
Понес он крест и в заточеньи.
Молитвой сердце очищая,
Покой и мир в нем водворяя.

И четверть века в узах жил,
Хоть плотью немощен,
но духом бодр он был.

Жизнь столь долгую прожил,
Мирно в Боге он почил,
Претерпевший до конца,
Удостоившись венца.

Так крепкой верою
И добрыми делами
Он путь свой
В Царство Божие управил.

О, Петре всеславне, праведниче
достоблаженный, моли Бога о нас.


Лариса Сергеевна Комиссар

 

[1]  Неустановленный автор. Каждый день – подарок Божий. Дневник православного священника. С. 336;

[2]  архм. Борис (Масленников);

[3]  Преподобный Паисий (Пётр Иванович Величко́вский).

[4]  Автор.

[5]  Образ Пресвятой Богородицы ныне именуемый как: «Новокайдакский», «Самарский» или «Козацкий».

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *